«Советское шампанское» — напиток французских аристократов и гурманов. Доступен миллионам граждан в СССР он стал благодаря талантливому ученому, эксперту по виноделию — Антону Михайловичу Фролову-Багрееву. Химик из Тобольска разработал и усовершенствовал технологию производства шампанского в промышленных масштабах, которую сегодня применяют во всем мире.
Революционер виноделия
Вначале 1800-х годов русское дворянство увлекалось французской культурой. Они не только одевались в парижские наряды, но и приобретали там же, во Франции, напитки. Игристое вино быстро полюбилось привилегированному сословию и стало символом богатства и изысканности. Но высокая стоимость вина делала его недоступным для большинства людей. На прилавки и в каждый дом игристое вино с пузырьками придет позже благодаря талантливому ученому из Тобольска.
Антон Фролов-Багреев родился в 1877 году в Тобольске в знатной семье. Его отец был сначала землемером, а затем управляющим Министерством государственных имуществ Тобольской губернии. О его матери Наталье Алексеевне документальных сведений немного. По имеющимся сведениям, Антон Михайлович сам объявил свою мать крепостной. Получив престижную должность, отец отдал сына на обучение в Ларинскую гимназию в Петербурге. В 1902 году, будучи подростком, он был принят студентом на физико-математический факультет Петербургского университета. После успешного окончания учебы ему была вручена благодарность от Дмитрия Ивановича Менделеева.
Достижения в учебе позволили ему отправиться на стажировку в Европу. В течение двух лет он изучал микробиологии брожения в Дании, познакомился со столовыми винами в Бордо, изучил основы виноделия в Германии, освоил технологию производства крепленых и десертных вин в Порту и на Мадейре.
После стажировки Фролову-Багрееву предложили работу химика-технолога по производству шампанского в имении «Абрау-Дюрсо» в Крыму, принадлежавшем Романовым. Именно там производились вина, знаменитые на всю Россию и за ее пределами.
К сожалению, на этой должности он пробыл недолго. В 1905 году за участие в революционных выступлениях рабочих на заводе «Абрау-Дюрсо» Антон Михайлович был уволен. Он подписал петицию за повышение зарплаты средним рабочим и против самодержавия. По одной версии, после увольнения Фролова-Багреева отправили в Сибирь, а по другой версии, он отправился туда по собственному желанию, так как не мог найти другой работы. Он устроился геодезистом в Ишиме, и стало ясно, что его талант не останется незамеченным.
Через год, он получил приглашение на должность химика-винодела в Никитинский ботанический сад, директором которого был князь Лев Голицын — основатель виноделия в Крыму и промышленного производства игристых вин в «Абрау-Дюрсо».
Совсем скоро химик был отправлен в очередную заграничную командировку. Он побывал в сельскохозяйственном институте в Берлине и Швейцарии, где работал не покладая рук.
Родоначальник шампанского
Фролов-Багреев быстро продвигался по служебной лестнице. К 1915 г. он стал директором Кишиневской средней школы виноградарства и виноделия, а также руководителем Бессарабской опытной винодельческой станции. К моменту отъезда он уже был статским советником.
К сожалению, вскоре произошла революция, за которой последовала гражданская война. В 1919 г. Бессарабия была захвачена Румынией, что заставило виноградаря и его семью бежать в Крым. Там он узнал, что «Абрау-Дюрсо» уже три года ищет шампаниста. Так Антон Фролов-Багреев вернулся к истокам.
На него была возложена роль руководителя винодельческого хозяйства, и в годы войны виноградарь стремился обезопасить подвалы от хищений, совершаемых вооруженными боевиками.
Как только на Северном Кавказе установился мир, Фролов-Багреев занялся производством вина в «Абрау-Дюрсо». Он посвятил себя расшифровке французских технологий производства шампанского. Через 20 лет завод выпустил свою первую партию игристого вина объемом 35 тыс. бутылок. Это событие совпало с отменой запрета на продажу вина в стране в 1923 году.
Антон Фролов-Багреев доказал, что не только во Франции умеют делать хорошее шампанское в крупных масштабах.
Антон Михайлович уделял время преподаванию и учебе. Он был назначен заведующим кафедрой виноделия Краснодарского института.
В 1936 году по поручению министра торговли Анастаса Микояна он совершил одну из своих последних заграничных командировок — в Германию, Францию и Италию — признанные лидеры в виноделии.
Считается, что Антон Михайлович использовал эту поездку для реализации новой идеи — внедрения в российское производство резервуарного производства шампанского.
28 июля 1936 года было принято постановление ЦКВКП(б) и Совета Народных Комиссаров о производстве «Советского шампанского». На заседании Политбюро присутствовал сам Иосиф Сталин, который поставил невероятно амбициозную задачу — увеличить производство со 120 тыс. бутылок в год до 12 млн. Он хотел сделать этот напиток более массовым и доступным для всех.
Производство игристого вина было сложной задачей из-за ограниченного числа шампанистов и специалистов по виноделию, а также из-за сложного, длительного и дорогостоящего процесса.
Выдержка вина в бочках занимает не только три года, но и требует выдержки в бутылках, в результате чего одну бутылку приходится «ждать» шесть лет.
Метод Фролова-Багреева
Антон Михайлович нашел альтернативное решение, чтобы сократить время на производство игристого вина — он изобрел акратофор, позволяющий проводить шампанизацию за 25 дней. Однако еще одним препятствием стала неготовность промышленности, так как её оборудование не соответствовало разработке. Вкус, цвет и шипучесть напитка в итоге оказались не такими, как предполагал химик, и даже самый неопытный дегустатор заметил бы разницу.
Результаты, полученные в Ростове, привели к изменению технологии производства шампанского: потребовалось снизить температуру брожения и увеличить время брожения. К тому же ликер «Экспедиция» стали добавлять непосредственно в резервуар перед началом брожения, а не в бутылки с шампанским. Эти изменения значительно улучшили качество напитка.
К 1940 году общий объем производства шампанского в СССР составил 8 млн. бутылок. До Великой Отечественной войны были основаны заводы в Горьком, Тбилиси и Харькове. В это же время был запущен завод в Москве, затем в Ленинграде, Одессе и других городах.
Летом 1942 г., когда будущее Краснодара оказалось под угрозой, Фролов-Багреев с семьей был переведен в Тбилиси, а затем в Москву. Там он оставался до конца своих дней, работая главным шампанистом треста «Главвино СССР», где в итоге был удостоен Сталинской премии третьей степени, ордена Ленина и звания «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».
Несмотря на военное время Антон Михайлович не переставал работать и написал несколько книг. В отличие от своего учителя, князя Голицына, он оставил много работ по виноделию, химии и микробиологии вина.
Но главным достижением Антона Михайловича Фролова-Багреева стала революция в виноделии, превратившая шампанское из роскоши, которой пользовались только аристократы, в легкодоступный напиток для всех.
Антон Фролов-Багреев ушел из жизни в 1953 году, но его наследие — «Советское шампанское» только начинало жить. В конце 50-х годов игристое вино стали экспортироваться во многие страны, и вскоре за рубежом были выданы лицензии на использование технологии Фролова-Багреева.
«Советское шампанское» стало невероятно популярным, а к 80-м годам заводы в СССР выпускали уже около 250 млн. бутылок в год.
В 1975 году компания Moet&Chandon получила доступ к технологии Фролова-Багреева, что позволило ей производить собственную версию шампанского. Так «Советское шампанское» стали производить и в других странах мира.